ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
в Азербайджанской Республике
на период с 1995 по 1998 годы
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ в Азербайджанской Республике на период с 1995 по 1998 годы 1. ВВЕДЕНИЕ Государственная программа приватизации государственной собственности в Азербайджанской Республике на период с 1995 по 1998 год (далее - Программа) подготовлена в соответствии с законами Азербайджанской Республики и устанавливает цели, основные задачи, приоритеты, способы, этапы и сроки приватизации, классификацию приватизируемых предприятий и объектов, преобразование их в акционерные общества, конкретные варианты акционирования, порядок использования средств, поступивших от приватизации, размер и условия выдачи приватизационных чеков, порядок их использования. Дополнения и изменения к настоящей Программе могут быть внесены исключительно по решению Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИВАТИЗАЦИИ Главными целями приватизации являются: - создание саморегулируемого рыночного экономического пространства для хозяйствующих субъектов на основе частной собственности и свободной конкуренции; - структурная перестройка народного хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики; - вовлечение всех видов незадействованных ресурсов в экономический процесс (недостроенные и не пущенные в эксплуатацию промышленные объекты, недвижимость, свободные средства населения, предпринимательский потенциал и т.д.); - привлечение в экономику инвестиций, в том числе иностранных; - улучшение социальных условий и уровня жизни населения. Для достижения этих стратегических целей требуется решение следующих принципиальных задач: - создание и утверждение законодательных и иных нормативных актов, регулирующих экономические отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов в рыночных условиях; - коммерциализация и акционирование государственных предприятий, осуществление мер по повышению их устойчивости и конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках; - осуществление реструктуризации и модернизации предприятий; - выделение приоритетных направлений национального экономического развития и осуществление государственной поддержки инвестиционных проектов с целью обеспечения технологического прорыва; - привлечение в национальную экономику инвестиционного капитала через организацию инвестиционных торгов, осуществление продажи ценных бумаг и долей приватизируемых предприятий; - обеспечение свободного доступа всех юридических и физических лиц к фондовому рынку и участию в инвестиционном процессе; - создание депозитария и организация эффективной деятельности национальной фондовой биржи, осуществление мер государственной поддержки структур, обеспечивающих непрерывный и сбалансированный процесс приватизации. Осуществление комплекса мер по обеспечению прав частных собственников (акционеров); - повышение качества жизни граждан республики в соответствии с международными стандартами, организация эффективной системы социальной защиты населения и развитии объектов социальной инфраструктуры. Требования, установленные Программой, обязательны для исполнения соответствующими государственными органами Азербайджанской Республики. Программа не регулирует приватизацию государственных сельскохозяйственных производственных объектов, земельного фонда и жилищного фонда. 2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОБ ИХ ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Государственные предприятия, подлежащие приватизации, классифицируются на малые, средние и крупные предприятия. 2. Все приватизируемые средние и крупные предприятия преобразуются в акционерные общества, а затем приватизируются. 3. Социальная защита населения, в том числе права работников приватизируемых предприятий, обеспечивается соответствующими Законами Азербайджанской Республики. Список предприятий, подлежащих акционированию и последующей приватизации, приведен в главах 2, 3, 4, 5 Приложения 1 к Программе. Порядок преобразования государственных предприятий в акционерные общества приведен в Приложении 2 к Программе. 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ПАЙ 1. Система приватизации с использованием государственного приватизационного пая вводится в течение трех месяцев с момента принятия Программы приватизации. 2. Приватизационный пай является долей приватизируемой государственной собственности, безвозмездно передаваемой каждому гражданину Азербайджанской Республики. 3. Приватизационный пай выдается гражданам республики для приобретения ими акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов. Он также может отчуждаться в любых формах, предусмотренных законодательством для частной собственности, в том числе быть продан, подарен или передан по наследству. 4. Государственный приватизационный пай включает в себя 4 чека, представляющих собой наличные ценные бумаги на предъявителя. Все 4 чека имеют одинаковую ценность при их выдаче. 5. В обращение выпускается 32.000.000 (тридцать два миллиона) государственных приватизационных чеков с периодом обращения 3 года. 6. Номинальной стоимостью каждого чека, входящего в приватизационный пай, является материальный эквивалент, защищенный от действия инфляции: 1/32.000.000 (одна тридцатидвухмиллионная) часть государственного имущества Азербайджанской Республики, подлежащего чековой приватизации. 7. Каждому гражданину Азербайджанской Республики, зарегистрированному на момент начала приватизации, выдается 1 (один) государственный приватизационный пай, включающий 4 (четыре) чека. Списки граждан, имеющих право на получение приватизационных паев, составляются местными исполнительными органами власти совместно с территориальными отделениями Госкомимущества. Механизм выдачи приватизационных паев (чеков) регулируется соответствующим "казом Президента Азербайджанской Республики. 8. В целях оказания адресной материальной помощи: - по одному дополнительному паю выдается наследникам погибшего в боях за территориальную целостность, государственную независимость и суверенитет Азербайджанской Республики и шехидов 20 января; - по одному дополнительному паю выдается участникам боев за освобождение оккупированных территорий, территориальную целостность и государственную независимость Азербайджанской Республики и раненым (соответствующие списки представляют министерства обороны, внутренних дел и национальной безопасности); - по одному дополнительному паю выдается Национальным Героям Азербайджанской Республики, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и приравненным к ним лицам. Имущество, находящееся на оккупированных территориях, подлежит бесплатной приватизации среди лиц, вынужденно покинувших свое местожительство после освобождения этих территорий. 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ОПЦИОН 1. Государственный приватизационный опцион (в дальнейшем именуемый также "опцион") - государственная наличная ценная бумага на предъявителя, предоставляющая следующие права владельцу (иностранному инвестору): - приобретать приватизационный чек для последующего участия в приватизиции; - приобретать акции приватизируемых предприятий. 2. Приобретение иностранным инвестором государственных приватизационных паев (чеков), а также акций приватизируемых предприятий, осуществляется исключительно по предъявлению государственных приватизационных опционов к погашению. Сделка по приобретению иностранными инвесторами акций приватизированных предприятий осуществляется с предъявлением приватизационных опционов в момент ее регистрации в депозитарии. При этом количество опционов должно соответствовать соотношению курса акций к приватизационному чеку, сложившемуся во время продажи акций на чековых аукционах. 3. Иностранными инвесторами в отношении участия в приватизации признаются: - иностранные юридические лица; совместные предприятия, если доля иностранного участия превышает 25% в уставном капитале предприятия (позволяющая блокировать наиболее важные решения общего собрания акционеров); - иностранные физические лица; - лица без гражданства. 4. Период обращения опциона 3 (три) года. 5. Действие каждого приватизационного опциона распространяется на один чек. Погашение опциона осуществляется одновременно с погашением приватизационного чека в момент регистрации Национальной депозитарной системой сделки по купле-продаже ценных бумаг. Использование иностранным инвестором приватизационных чеков в процессе приватизации без приватизационных опционов не допускается. Порядок выпуска и условия обращения приватизационных опционов приведен в Приложении 3 к Программе. 5. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПОЗИТАРНАЯ СИСТЕМА (НДС) 1. Национальная депозитарная система (НДС) - инфраструктура, обеспечивающая хранение, наличное и безналичное обращение ценных бумаг, в том числе государственных приватизационных паев (чеков) и опционов, осуществляющая ведение реестров акционеров, регистрацию собственников ценных бумаг и договоров купли-продажи, а также другие депозитарные услуги. 2. Национальная депозитарная система не имеет права осуществлять любые операции, которые могли бы повлечь за собой имущественные обязательства, превышающие уставный капитал в пределах, установленных Госкомимуществом. Национальной депозитарной системе запрещено использовать в качестве собственных оборотных средств активы клиентов, а также заниматься коммерческой деятельностью. 3. Нормативные акты по созданию и регулированию деятельности Национальной депозитарной системы разрабатываются Госкомимуществом и утверждаются Президентом Азербайджанской Республики. 4. Контроль за деятельностью Национальной депозитарной системы осуществляет Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, создаваемая Указом Президента Азербайджанской Республики. 6. ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1. Приватизация государственных предприятий производится через ряд этапов, последовательно сокращая долю государственного участия в уставном капитале предприятий. 2. Выделяется 4 формы приватизации, осуществление которых производится параллельно: - Приватизация малых предприятий. - Приватизация средних и крупных предприятий. - Приватизация акционерных и паевых банков. - Продажа акций специализированных отраслевых и межотраслевых инвестиционных фондов. Способы продажи акций приватизируемого предприятия приведены в Приложении 4 к Программе. 7. ПРИВАТИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1. Для получения льгот при приватизации малых предприятий трудовой коллектив должен определить доверенное лицо (юридическое или физическое), которое от их имени реализует указанные льготы в процессе приватизации. 2. Доверенное лицо приватизации - физическое или юридическое лицо, которому более 50% членов трудового коллектива и других лиц, имеющих право на осуществление льготной приватизации данного государственного предприятия, передали свои полномочия. (Доверенность соответствующей формы оформляется нотариально). 3. Доверенное лицо приватизации: а) представляет трудовой коллектив в органах, осуществляющих приватизацию и контроль за соблюдением законности; б) совершает необходимые действия в процессе приватизации (оформляет заявку на приватизацию предприятия, участвует в процессе приватизации предприятия, заключает необходимые договоры и подписывает обязательства, учреждает юридическое лицо в соответствии с Законом "О предприятиях", несет ответственность за достоверность представляемых им в соответствии с доверенностью сведений). 4. Уставный капитал малого предприятия распределяется на доли с учетом видов продаж: а) 15% через льготную подписку среди членов трудового коллектива; б) 85% через денежный аукцион, инвестиционный конкурс или торги. Решение о конкретном распределении уставного капитала малого предприятия по видам продаж принимает Госкомимущество с учетом возможности постприватизационной поддержки предприятия, приватизационного спроса, конъюнктуры рынка ценных бумаг и иных факторов (порядок приватизации малых предприятий приведен в Приложении 5 к Программе). 5. По решению Госкомимущества, в зависимости от технологических особенностей и оценки имущества, малые предприятия могут быть приватизированы по схеме приватизации средних и крупных предприятий. 8. ПРИВАТИЗАЦИЯ СРЕДНИХ И КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1. Приватизации подлежат как акционерные общества, созданные в соответствии с Постановлением N 313 Совета Министров Азербайджанской ССР от 9 июля 1990 года, так и вновь создаваемые на основе Закона "Об акционерном обществе", держателем акций которых является государство. Существующие на момент принятия Программы государственные концерны, компании, ассоциации, акционерные общества и т.д. рассматриваются Госкомимуществом и Комитетом по антимонопольной политике на предмет целесообразности сохранения их структуры, и совместные предложения представляются для принятия решений Кабинету министров Азербайджанской Республики. 2. После утверждения Госкомимуществом плана приватизации и регистрации Устава, а также выпуска акций приватизируемого предприятия, реестр акционеров акционерного общества в недельный срок передается в Национальную депозитарную систему. 3. В соответствии с планом приватизации осуществляется распределение акций акционерного общества по видам продаж: а) 15% направляется на льготную продажу; б) не менее 50% направляется на чековый аукцион (инвестиционный конкурс или торги); в) 10-20% направляется на денежный аукцион (инвестиционный конкурс или торги); г) до 25% передается для формирования специализированных отраслевых и межотраслевых инвестиционных aондов, из коих 15% составляют ГРИФы, что является обязательным, а 10% акций предприятия направляются в ЗИФы, но при неблагоприятно складывающейся конъюнктуре на рынке акций могут направляться на денежные аукционы. По решению Госкомимущества средние предприятия в зависимости от технологических особенностей и оценки имущества могут быть приватизированы по схеме приватизации малых предприятий. 4. Конкретный способ продажи акций приватизируемого предприятия определяется соответствующим планом, подготовленным комиссией по приватизации данного предприятия и утвержденным Госкомимуществом. 5. Решение о конкретном распределении уставного капитала акционерного общества по видам продаж п.п. 3.б. и 3.в. принимает Госкомимущество с учетом мнения соответствующего отраслевого министерства, возможности постприватизационной поддержки предприятия, приватизационного спроса и иных факторов. 6. Продажа акций приватизируемых предприятий, находящихся в государственной собственности, осуществляется с учетом конъюнктуры рынка. 7. Не допускается создание в процессе приватизации холдингов и финансово-промышленных групп, приводящих к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Азербайджанской Республики). 8. Права акционеров (собственников) в процессе приватизации защищаются действующим законодательством Азербайджанской Республики. 9. ПРИВАТИЗАЦИЯ АКЦИОНЕРНЫХ И ПАЕВЫХ БАНКОВ 1. Приватизация акционерных и паевых банков осуществляется Госкомимуществом путем продажи акций (долей, паев), находящихся в государственной собственности, независимо от их организационноправовой формы, на аукционах. 2. Продажа Госкомимуществом акций (долей, паев) банков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в установленные Программой сроки с учетом мнения Национального банка Азербайджанской Республики, приватизационного спроса и других факторов. 3. Осуществление приватизации банков путем продажи государственных долей в их уставных капиталах, не меняет обязательств банков перед законом, бюджетом, Национальным банком Азербайджанской Республики, клиентами и вкладчиками и не может являться основанием для изменения этих обязательств. Порядок приватизации акционерных и паевых банков определяется соответствующим Указом Президента Азербайджанской Республики по представлению Кабинета министров и Национального банка. 10. ПРОДАЖА АКЦИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ 1. Гарантийные резервные инвестиционные фонды (ГРИФ) представляют собой специализированные отраслевые и межотраслевые инвестиционные фонды, обеспеченные акциями приватизируемых предприятий. 2. Учредителем ГРИФ от имени государства выступает Госкомимущество. 3. Инвестиционный портфель ГРИФ формируется из акций приватизируемых предприятий, банков, совместных предприятий и других акционерных обществ. 4. Порядок использования активов ГРИФ определяет Президент Азербайджанской Республики по представлению Кабинета министров. 5. Закрытые инвестиционные фонды (ЗИФ) учреждаются Госкомимуществом для привлечения иностранных инвестиций, пополнения государственного валютного резерва путем реализации акций ЗИФ только на зарубежных фондовых рынках. 6. Формирование нвестиционного портфеля ЗИФ происходит за счет вложения акций средних и крупных приватизируемых предприятий различных отраслей. После окончания формирования инвестиционного портфеля ЗИФ, фонд закрывается. Закрытие фонда означает, что операции с акциями инвестиционного портфеля фонда не будут осуществляться. Изменение активов ЗИФ обеспечивается за счет изменения курсовой стоимости акций инвестиционного портфеля фонда и поступления дивидендов по ним. 7. Иностранные инвесторы приобретают акции закрытых инвестиционных фондов (ЗИФ) без каких-либо ограничений. Порядок обращения ценных бумаг специализированных и межотраслевых фондов приведен в Приложении 6 к Программе. 11. УСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Коммерческие банки Азербайджанской Республики и иностранные банки могут осуществлять кредитование сделок приватизации, осуществляемых юридическими и физическими лицами, в соответствии с действующим законодательством. 2. Финансовое обеспечение процесса приватизации осуществляется за счет государственного бюджета. 12. ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Под средствами, полученными от приватизации, понимается вся выручка в деньгах, приватизационных паях (чеках) и опционах от продажи объектов приватизации, включая акции ГРИФ и ЗИФ, а также поступления, полученные в процессе приватизации в виде регистрационных сборов, залогов и прочих поступлений. 2. Выручка в государственных приватизационных паях (чеках) и опционах выводится из обращения и погашается. Погашенные приватизационные паи (чеки) и опционы уничтожаются Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. 3. Денежная выручка от приватизации поступает в государственный бюджет и затем распределяется по соответствующим нормативам. Нормативы использования средств, поступающих от приватизации, ежегодно устанавливаются Указами Президента Азербайджанской Республики по представлению Кабинета министров. 4. Средства, поступающие от приватизации, не подлежат налогообложению. 5. Формы и методы контроля за своевременностью и правильностью расчетов органов приватизации определяет Президент Азербайджанской Республики. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ Приложение 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИВАТИЗАЦИИ Объекты и предприятия государственной собственности распределены в зависимости от возможности их приватизации в период с 1995 по 1998 год на следующие группы: 1. Объекты и предприятия, приватизация которых запрещена. 2. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Президента. 3. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Кабинета министров. 4. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Госкомимущества по согласованию с местными исполнительными органами власти. 5. Объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации. Расширительное толкование указанных в Приложении к Программе ограничений на приватизацию не допускается. 1. Объекты и предприятия, приватизация которых запрещена 1. Недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, воды и ресурсы Азербайджанского сектора Каспийского моря (озера), а также право на размещение и эксплуатацию спутников связи в определенных точках геостационарной орбиты. 2. Охраняемые или особым образом используемые природные территории. 3. Объекты исторического и культурного наследия народов Азербайджана (уникальные культурные и природные памятники и объекты природы, истории, культуры, науки и техники, в том числе ценности, хранящиеся в государственных музеях, архивах и библиотеках, включая помещения и здания, где они расположены). 4. Бюджетные средства Азербайджанской Республики, Национального валютного резерва, Пенсионного фонда и государственных внебюджетных фондов, Национального банка Азербайджанской Республики, фонд драгоценностей, а также золотой запас. 5. Национальный банк Азербайджанской Республики, предприятия, организации и учреждения, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг. 6. Штатное и резервное имущество, находящееся в оперативном управлении Вооруженных Сил Азербайджанской Республики, а также войск Министерства национальной безопасности и Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики. 7. Объекты и предприятия по изготовлению и ремонту систем и элементов любых видов вооружений, производству боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий, а также научно- исследовательские и опытно-конструкторские организации, осуществляющие работы в указанных областях (указанные объекты и предприятия могут приватизироваться Указом Президента Азербайджанской Республики и решением Милли Меджлиса в соответствии с государственной программой конверсии). 8. Объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения. 9. Образовательные учреждения, находящиеся в государственной собственности, вне зависимости от источников финансирования (высшие и среднеспециальные учебные заведения могут приватизироваться Указом Президента Азербайджанской Республики и решением Милли Меджлиса). 10. Предприятия, организации и учреждения, финансирование которых осуществляется за счет бюджета. 11. Предприятия и учреждения геологической, картографо- геодезической, гидрометеорологической служб, служб контроля за состоянием природной среды и охраны природы. 12. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, лесоохранной служб и службы защиты растений, Государственные инспекции по карантину растений, Гостехнадзора. 13. Учреждения патентной службы, стандартизации и метрологии, а также машиноиспытательные станции. 14. Объекты и сооружения водного и мелиоративного хозяйства, имеющие государственное значение, а также объекты по их эксплуатации. 15. Автомобильные и железные дороги государственного значения, тоннели и мосты, а также предприятия и организации, обслуживающие их. 16. Предприятия по производству наркотических и ядовитых веществ, а также осуществляющие посев, возделывание и переработку культур, их содержащих. 17. Учебный, гидрографический, рейдовый флот, флот для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море, имущество судоходных инспекций. 18. Государственные племенные и семенные хозяйства, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки. 19. Объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, твердых и жидких радиоактивных отходов, скотомогильники. 20. Объекты и предприятия лечебно-производственных и исправительно-трудовых учреждений. 21. Бакинский метрополитен. 22. Крематории и кладбища. 23. Организации и учреждения социальной защиты населения, детские дома, дома ребенка, дома престарелых, интернаты, госпитали и санатории для инвалидов, детей и престарелых, а также организации и учреждения по профилактике и лечению психиатрических, психоневрологических, инфекционных, онкологических, наркологических и кожно-венерических больных, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом. 2. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Президента Азербайджанской Республики 1. Государственная собственность за пределами Азербайджанской Республики. 2. Объекты и предприятия газового хозяйства, имеющие общенациональное значение, а также предприятия, обслуживающие их. 3. Предприятия и объекты, обслуживающие объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения. 4. Специализированные комбинаты хлебопродуктов, холодильники, объекты складского хозяйства, обеспечивающие постоянное размещение государственных резервов и хранение мобилизационных запасов. 5. Объекты и предприятия добывающей промышленности (за исключением объектов и предприятий по добыче местного сырья). 6. Предприятия и объединения топливно-энергетического комплекса (за исключением строительных организаций и предприятий стройиндустрии), в том числе предприятия электроэнергетики, нефте- , газодобычи и переработки, экспортные перевалочные нефтебазы, а также нефтебазы, имеющие национальное значение. 7. Предприятия химической, нефтехимической и биохимической промышленности. 8. Предприятия связи, государственные информационные и телеграфные агентства. 9. Хозрасчетные предприятия и учреждения Академии наук Азербайджанской Республики, Министерства здравоохранения (кроме указанных в п.п. 3.12 и 5.16 настоящего Приложения к Программе). 10. Государственные предприятия, организации и учреждения социально-культурного назначения (за исключением п. 1.9 настоящего Приложения к Программе). 11. Телевизионные и радиопередающие центры. 12. Предприятия авиационного, морского и речного транспорта. 13. Объекты инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно- канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов. 14. Объекты водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений, а также объекты и предприятия по их строительству и эксплуатации. 15. Порты, портовые сооружения и объекты. 16. Объекты и предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, включая предприятия по вторичной переработке металлов. 17. Полиграфические предприятия и издательства. 18. Предприятия по производству вин, шампанского и коньяка, хлопкоочистительные заводы, табачные комбинаты, табачно- ферментационные фабрики, чайные и чаеразвесочные фабрики, рыбные хозяйства и рыбоконсервные заводы. 19. Коммерческие банки и финансовые учреждения, а также совместные предприятия, в уставных капиталах которых имеется государственная доля. 20. Объекты и учреждения государственного санаторно-курортного и гостиничного хозяйства. Решения по заявке на приватизацию указанных объектов и предприятий принимаются Президентом Азербайджанской Республики по представлению Кабинета министров. 3. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Кабинета министров 1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на рынке товаров, работ и услуг, не вошедшие в разделы 1, 2 и 5 настоящего Приложения к Программе. 2. Крупнейшие предприятия (со среднесписочной численностью работников более 1 500 человек и балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 15 млн. рублей), не вошедшие в разделы 1,2 и 5 настоящего Приложения к Программе. 3. Строительные организации и предприятия по производству строительных материалов и конструкций национального значения, а также заводы железобетонных изделий и конструкций. 4. Организации, осуществляющие содержание, ремонт и обслуживание дорог общего пользования. 5. Объекты по сбыту и снабжению нефтью и нефтепродуктами. 6. Предприятия по переработке шерсти, меха, кожи, а также ковровоткацкие и текстильные фабрики. 7. Хозрасчетные научно-исследовательские, проектные, проектно- изыскательские учреждения и предприятия (с сохранением профиля). 8. Объекты и предприятия медицинской промышленности (включая объекты и предприятия фармацевтической промышленности и промышленности медикобиологических препаратов), кроме указанных в п. 1.16 Приложения к Программе. 9. Объекты и предприятия по производству продуктов детского питания. 10. Мясокомбинаты. 11. Предприятия народных художественных промыслов. 12. Аптечные базы (склады), базы медицинской техники. Решения о приватизации объектов и предприятий, включенных в раздел 3 настоящего Приложения к Программе, принимаются Кабинетом министров по представлению Госкомимущества. Министерства и ведомства Азербайджанской Республики в двухнедельный срок дают свои заключения на представляемые проекты соответствующих решений. Если в двухнедельный срок заключение не представлено, то предложение Госкомимущества считается согласованным. 4. Объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется Госкомимуществом по согласованию с местными органами исполнительной власти 1. Объекты и предприятия городского пассажирского транспорта, кроме таксомоторного, а также предприятия по его ремонту. 2. Бани, прачечные. 3. Предприятия, организации и учреждения по оказанию ритуальных услуг, за исключением указанных в пункте 1.22. 4. Мусороперерабатывающие заводы и станции переработки утиля. Решения о приватизации объектов и предприятий, включенных в раздел 4 настоящего Приложения к Программе, принимаются Госкомимуществом по согласованию с местными органами исполнительной власти. План приватизации соответствующего объекта или предприятия подается в Госкомимущество вместе с решением местного органа власти. 5. Объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации по решению Госкомимущества 1. Объекты и предприятия оптовой и розничной торговли (в том числе по продаже продукции производственно-технического назначения). 2. Объекты и предприятия общественного питания и бытового обслуживания (включая ведомственные объекты открытой сети розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания). 3. Объекты и предприятия (организации) строительства и промышленности строительных материалов (за исключением п. 3.3 настоящего Приложения к Программе), кирпичные заводы, промкомбинаты местного значения. 4. Объекты и предприятия инфраструктуры сельскохозяйственного производства и по переработке сельскохозяйственной продукции, птицеводческие предприятия (за исключением племенных хозяйств). 5. Предприятия, обслуживающие сельскохозяйственное производство и выпускающие продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения. 6. Предприятия легкой промышленности, в том числе предприятия по производству шелка-сырца и изделий из шелка. 7. Предприятия пищевой промышленности, в том числе маслосырозаводы, консервные заводы, кондитерские фабрики. 8. Объекты и предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно- бумажной промышленности, включая предприятия по производству тары и упаковки. 9. Предприятия по производству хлеба и хлебопродуктов, а также комбикормов и пищевых концентратов. 10. Законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства, для которых истекли нормативные сроки строительства. 11. Имущество предприятий, ликвидированных без установления правопреемства. 12. Предприятия автомобильного транспорта (кроме указанных в пункте 4.1 настоящего Приложения к Программе). 13. Ломбарды. 14. Туристические организации. 15. Внешнеторговые объединения и предприятия оптовой торговли Госснаба. 16. Аптеки (с обязательным лицензированием их деятельности). Решение о приватизации объектов и предприятий, включенных в настоящий раздел, принимается Госкомимуществом Азербайджанской Республики. Решение о приватизации объектов и предприятий, не вошедших в настоящее Приложение к Программе, и реформировании объектов и предприятий "Азериттифага" (Союза потребителей) принимается Милли Меджлисом по представлению Президента Азербайджанской Республики. Приложение 2 ПОРЯДОК ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества осуществляется на основе Положения, разрабатываемого Госкомимуществом и утверждаемого Милли Меджлисом по представлению Президента Азербайджанской Республики в соответствии со статьей 5 Закона Азербайджанской Республики "Об акционерном обществе". 2. Преобразование предприятий осуществляется с учетом сложившихся технологических и управленческих связей. Самостоятельно хозяйствующие субъекты преобразуются без каких-либо дополнительных условий и ограничений. 3. Учредительные документы преобразуемых предприятий рассматриваются и утверждаются Госкомимуществом. В случае несоответствия их действующему законодательству документы возвращаются на доработку. 4. Преобразование предприятий осуществляется на основе планов приватизации, представляемых комиссиями предприятий по приватизации Госкомимуществу на утверждение. 5. В целях осуществления преобразования предприятий и подготовки их к приватизации (включая выбор организационно- правовой формы) на каждом предприятии (объединении) создается комиссия по приватизации, которая разрабатывает и представляет для утверждения в Госкомимущество следующие документы: план приватизации (являющийся для акционерных обществ проспектом эмиссии); акт оценки балансовой стоимости и учета имущества; акт выделения из состава имущества предприятия и передачи Госкомимуществу долей участия (акций) в уставных капиталах коммерческих банков, совместных и иных предприятий, юридических лиц; годовые балансы за последние пять лет, а также баланс за последний отчетный период; устав акционерного общества, подготовленный в соответствии с типовым уставом акционерного общества, созданного в порядке преобразования государственного предприятия. Руководитель и главный бухгалтер предприятия несут ответственность за достоверность документов, предоставляемых Госкомимуществу. Вышеуказанные документы составляются на основе единой методики, разработанной Госкомимуществом. 6. Типовая форма плана приватизации, типовые уставы акционерных обществ открытого типа, включая финансово-промышленные группы и холдинги, утверждаются Госкомимуществом и публикуются в месячный срок после утверждения Программы. 7. Если в месячный срок документы, указанные в п. 2.5, не представлены, Госкомимущество своим решением назначает комиссию. Подготовка документов осуществляется комиссией на основании первичных документов и баланса предприятия. При необходимости комиссия может привлекать к работе независимого аудитора. 8. Акции приватизируемых предприятий (доли в уставном капитале), не закрепленные в государственной собственности, должны быть проданы с момента регистрации акционерного общества либо подлежат резервированию до конца приватизации с целью повышения конъюнктуры акций на рынке ценных бумаг. 9. Госкомимущество в случае необходимости по ходатайству местных органов исполнительной власти принимает решение об исключении из состава имущества приватизируемого предприятия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (домов культуры, спортивных сооружений, котельных, ателье и других), обслуживающих население. Классификация предприятий по численности +--------------------+---------+----------+----------+ | Вид предприятия | | | | | по отношению к | малое | среднее | крупное | | отрасли | | | | +--------------------+---------+----------+----------+ | 1. Промышленные | 50 | 51 - 300 | свыше 300| | 2. Транспортные | 15 | 16 - 75 | свыше 75 | | 3. Строительные | 25 | 26 - 150 | свыше 150| | 4. Торговые | 10 | 11 - 50 | свыше 50 | | 5. Сфера услуг | 10 | 11 - 50 | свыше 50 | +--------------------+---------+----------+----------+ Приложение 3 ПОРЯДОК ВЫПУСКА И УСЛОВИЯ ОБРАЩЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ОПЦИОНОВ 1. Госкомимущество в течение трех месяцев после принятия Программы приватизации осуществляет выпуск бланков государственного приватизационного пая. Бланки обеспечиваются защитой от подделки на уровне международных требований к ценным бумагам на предъявителя. 2. Приватизационный опцион реализуется по утвержденной Госкомимуществом цене. Цена на приватизационный опцион публикуется ежемесячно в печати. 3. Осуществление сделок купли-продажи с приватизационными чеками, а также акциями приватизированных предприятий, зарегистрированными на момент сделки в собственности иностранного инвестора в соответствии с п. 5 раздела 4 Программы, между иностранными инвесторами не требует предъявления опционов для регистрации. Правило действует 3 года с момента эмиссии опциона. 4. Средства от продажи приватизационных опционов поступают в госбюджет и используются в соответствии с нормативами распределения доходов от приватизации. 5. Госкомимущество в течение трех месяцев после принятия Программы приватизации осуществляет выпуск бланков государственного приватизационного опциона. Бланки обеспечиваются защитой от подделки на уровне международных требований к ценным бумагам на предъявителя. Приложение 4 СПОСОБЫ ПРОДАЖИ АКЦИЙ (ДОЛЕЙ УСТАВНОГО КАПИТАЛА) ПРИВАТИЗИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Предусматривается использование следующих способов продаж акций (долей) приватизируемых предприятий: льготная продажа членам трудовых коллективов и приравненных к ним лиц; продажа на аукционе; продажа по коммерческому конкурсу; продажа по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги); продажа имущества (активов) недостроенных объектов, ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкуп арендованного имущества; продажа имущества арендатору. 2. Льготы при продаже акций (долей) приватизируемых предприятий распространяются на: работников, для которых данное предприятие является основным местом работы; лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики вернуться на прежнее место работы на этом предприятии; пенсионеров, проработавших на приватизируемом предприятии не менее семи лет и ушедших на пенсию с данного предприятия; лиц, уволенных с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1995 года и зарегистрированных в качестве безработных. 3. Льготная продажа акций осуществляется по следующей схеме: а) комиссией по приватизации предприятия составляется полный список лиц, имеющих право на льготную покупку акций (долей) и пожелавших использовать это право; б) в Национальной депозитарной системе открывается специальный счет- "депо" для внесения указанными лицами приватизационных паев (чеков) в качестве оплаты за акции, распределяемые по льготной подписке; в) по истечении 30 дней счет закрывается, производится подсчет вложенных чеков; г) определяются доли акционеров, на счета которых депонируются распределенные акции в соответствии с итогами закрытой подписки; д) проводится общее собрание указанных лиц, на котором утверждаются итоги закрытой подписки на основании документов, представляемых комиссией предприятия по приватизации, протокол которого передается в Национальную депозитарную систему; е) после получения протокола общего собрания по подведению итогов закрытой подписки Национальная депозитарная система выдает акционерам выписки из реестра акционерного общества, подтверждающие право владения соответствующим количеством акций. 4. Продажей на аукционе является реализация физическому или юридическому лицу в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. 5. Продажей по конкурсу (коммерческому или некоммерческому инвестиционному) является приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации в случаях, когда от покупателей требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Коммерческий конкурс проводится в виде открытых аукционных торгов или в виде закрытого тендера. При этом на коммерческом конкурсе право приобретения принадлежит покупателю, предложившему наилучшие условия. По инвестиционному конкурсу (на инвестиционных торгах) от покупателей требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложение которого наилучшим образом соответствует критериям, установленным планом приватизации. На коммерческий или инвестиционный конкурс могут быть выставлены не более 10% предприятий из числа подлежащих приватизации. 6. Соответствующие положения о льготных продажах, аукционах, инвестиционных конкурсах и инвестиционных торгах утверждаются Президентом по представлению Госкомимущества. 7. В случае, если при проведении аукциона (конкурса) по продаже акций приватизируемых предприятий физическое или юридическое лицо, в том числе трудовой коллектив, признанное покупателем, является единственным участником аукциона (конкурса), то акции продаются указанному лицу по стартовой или иной цене, определяемой в условиях аукциона (конкурса), в порядке, установленном законодательством. 8. Продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также предприятий, строительство которых "заморожено", проводится исключительно на аукционе или конкурсе. 9. Приватизация государственного имущества, сданного в аренду, осуществляется различными способами в зависимости от условий договора аренды (наличие права выкупа, сроков аренды и прочие). Указанные договоры аренды не позднее 30 дней после опубликования Программы должны быть представлены арендаторами или их доверенными лицами в Госкомимущество для регистрации. Арендаторы, не зарегистрировавшие договоры в указанный срок, теряют льготные права по приватизации предприятий, определяемые Программой. Госкомимущество обязано в 30-дневный срок рассмотреть представляемый договор и в случае необходимости привести его в соответствие с действующим законодательством. 10. Арендаторы, имеющие право на выкуп в соответствии с договором аренды, заключенным до 1 января 1993 г., осуществляют выкуп путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций (паев) на льготных условиях: 30-процентная скидка, первый взнос в размере 30 процентов, отсрочка платежа оставшихся 40 процентов на срок до 3 лет в случае согласия сторон на индексацию цены. Положения настоящего пункта распространяются на арендные предприятия только при условии приведения их организационно-правовой формы в соответствие с требованиями действующего законодательства. Приложение 5 ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1. Устанавливается следующий порядок приватизации малых предприятий: оформление заявки на приватизацию; оформление нотариально заверенной доверенности от имени лиц, имеющих право на льготную подписку; утверждение плана приватизации предприятия Госкомимуществом; оформление 15% уставного капитала предприятия на имя доверенного лица в соответствии с льготами; организация продажи 85% уставного капитала предприятия на денежном аукционе, инвестиционном конкурсе, торгах. 2. Льготы, предоставляемые через доверенное лицо трудовому коллективу: передача 15% уставного капитала предприятия по стартовой цене (по номинальному соотношению) за чеки; льготный порядок оплаты в случае приобретения трудовым коллективом долей предприятия на аукционе: на 30% аукционной стоимости акций предоставляется скидка, 30% оплачивается в течение 5 (пяти) дней, 40% - в течение срока, установленного условиями конкурса, но не более трех лет, при согласии покупателя осуществить оплату в индексации к твердому эквиваленту; залогом по обязательствам покупателя выступают соответствующие доли уставного капитала предприятия. 3. Типовой план приватизации, доверенность и другие документы, по которым осуществляется разгосударствление малых предприятий, разрабатываются и утверждаются Госкомимуществом и публикуются в течение 30 (тридцати) дней после утверждения Программы. 4. Доверенное лицо приватизации несет ответственность за достоверность представленных на приватизацию документов. Приложение 6 ПОРЯДОК ВЫПУСКА И УСЛОВИЯ ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ 1. По решению Госкомимущества ГРИФ может выпускать (осуществлять эмиссию) обыкновенных предъявительских или именных акций. Все обыкновенные акции должны обладать одинаковыми правами. По решению Госкомимущества акции ГРИФ могут быть безноминальными или иметь номинальную стоимость. 2. На каждую акцию инвестиционного портфеля учреждаемого фонда выпускается (эмитируется) одна обыкновенная акция ГРИФ. Размер уставного капитала каждого ГРИФ определяется Госкомимуществом, но не может быть менее 50.000.000 (пятидесяти миллионов) акций. 3. По решению Госкомимущества ГРИФ может выпускать (осуществлять эмиссию) облигаций для привлечения средств в инвестиционные проекты, относящиеся к приоритетным направлениям экономики Азербайджанской Республики. 4. После завершения формирования инвестиционного портфеля ГРИФ и уставного капитала акции фонда депонируются на счет Госкомимущества. 5. Продажа акций и облигаций ГРИФ осуществляется по курсовой цене Национальной депозитарной системой. Госкомимущество обеспечивает равный доступ юридических и физических лиц к ценным бумагам ГРИФ. 6. ЗИФ имеет право выпускать (осуществлять эмиссию) ценные бумаги только одного вида - обыкновенные акции. Все акции обладают одинаковыми правами. 7. На каждую акцию инвестиционного портфеля учреждаемого фонда выпускается (эмитируется) одна обыкновенная акция ЗИФ. Размер уставного капитала каждого ЗИФ определяется Госкомимуществом, но не может быть менее 100.000.000 (ста миллионов) акций. 8. Депозитарное обслуживание ЗИФ, включая ведение реестра его акционеров, осуществляет Национальная депозитарная система. Приложение 7 РАЗВИТИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА 1. Для обеспечения процесса свободного движения капитала на фондовом рынке государство инициирует создание инвестиционных институтов, оказывает помощь в их развитии. 2. Деятельность инвестиционных институтов на территории Азербайджанской Республики лицензируется и контролируется госудаственными органами в соответствии с их компетенцией. 3. Юридические лица, осуществляющие свою деятельность на фондовом рынке, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Азербайджанской Республики, регулирующим порядок их создания и деятельности. 4. Для обеспечения условий свободного переливания капитала по отраслям через фондовый рынок, повышения ликвидности ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды. 5. Учредителями частных инвестиционных фондов могут выступать физические лица (без ограничений), а также юридические лица, не являющиеся приватизируемыми предприятиями. 6. Чековые инвестиционные фонды аккумулируют приватизационные паи (чеки) физических и юридических лиц для последующего их использования в процессе приватизации государственных предприятий. 7. Чековые инвестиционные фонды образуются исключительно в форме акционерных обществ открытого типа. 8. Чековые инвестиционные фонды не имеют права выкупать свои акции у акционеров. 9. Чековые инвестиционные фонды не имеют права осуществлять иные виды инвестиций, кроме инвестирования в ценные бумаги. 10. Уставный капитал инвестиционных фондов формируется за счет вложений приватизационных чеков, ценных бумаг и денежных средств физических и юридических лиц. 11. Специализированные инвестиционные фонды приватизации, аккумулирующие приватизационные чеки граждан, не вправе иметь в своих активах более 25% ценных бумаг одного акционерного общества, а также приобретать и иметь в своих активах акции иных инвестиционных фондов. 12. Инвестиционная деятельность специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (в дальнейшем Фонды), в течение первых трех лет с момента регистрации освобождена от: налога, выплачиваемого при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг; перечисления авансовых платежей налога на прибыль; налога на дивиденды, выплачиваемые предприятиями по акциям, владельца-ми которых являются Фонды; налога на добавленную стоимость с операций с ценными бумагами; налога на имущество; транспортного налога. 13. Инвестиционные фонды обязаны публиковать свои полугодовые и годовые отчеты по форме, определенной Госком-имуществом, в центральной печати или специализированных изданиях. 14. Деятельность фондов ежегодно подвергается обязательной аудиторской проверке. 15. В целях создания экономических основ для устойчивого неинфляционного развития фондового рынка установить, что до введения законодательством Азербайджанской Республики норм, регулирующих деятельность банков на фондовом рынке: банки не могут выступать покупателями акций приватизируемых предприятий как за счет собственных денежных средств, так и за счет привлеченных денежных средств и приобретенных ими приватизационных чеков; банки не могут осуществлять посреднические операции по покупке акций приватизируемых предприятий как за счет денежных средств, так и за счет приватизационных чеков; банки не могут осуществлять деятельность в качестве держателей реестров акционерных обществ, а также депозитариев по обслуживанию приватизированных акционерных предприятий; банки могут принимать приватизационные чеки, ценные бумаги приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов от граждан и юридических лиц на хранение. 16. В случае отсутствия в плане приватизации сроков продажи пакетов акций, переданных для реализации на фондовом рынке, они должны быть проданы в сроки, устанавливаемые соответствующими поручениями Госкомимуществом, но не позднее 12 месяцев с момента регистрации плана приватизации. 17. Госкомимущество разрабатывает и представляет на утверждение Президенту Азербайджанской Республики следующие нормативные документы: Положение о деятельности комиссий по приватизации предприятий; Положение о государственных приватизационных паях; Положение о государственных приватизационных опционах; Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества; Положение о порядке выпуска, регистрации и обращения акций акционерных обществ, учрежденных путем преобразования государственных предприятий; Положение о порядке ведения реестра акционеров приватизированных предприятий и специализированных инвестиционных фондов; Положение о порядке продажи земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями и объектами; Положение о комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку; Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации; Положение об управляющих инвестиционных фондов; Положение о порядке лицензирования деятельности участников фондового рынка; Положение о порядке оценки чистых активов инвестиционных институтов; Положение о специализированных аукционах; Положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах), а также другие документы, регулирующие деятельность юридических и физических лиц в процессе приватизации, а также на фондовом рынке. Приложение 8 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1. Поддержка реконструкции приватизированных предприятий осуществляется за счет средств международного сообщества, а также внебюджетных фондов в соответствии с программой постприватизационной поддержки на конкурсной основе при условии выполнения предприятиями следующих требований: доля участия государства в приватизированном предприятии составляет не более 25 процентов; отсутствие ограничений на куплю-продажу акций данного предприятия; наличие инвестиционного проекта, соответствующего международным требованиям; наличие уполномоченного депозитария, ведущего реестр акционеров данного предприятия. 2. Приватизируемые предприятия имеют право в процессе акционирования и приватизации (в интересах рекламы или по другим мотивированным причинам), по согласованию с Госкомимуществом изменить название, товарный знак, торговую марку, логотип и т.д. 3. Использование или подделка чужих товарных знаков и торговых марок приватизированными предприятиями запрещается. Товарные знаки и торговые марки должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке и в сроки. 4. Госкомимуществу запрещено в средствах массовой информации, а также публично комментировать конкретные планы приватизации предприятий, в том числе давать сравнительный анализ в пользу какого-либо предприятия. Приложение 9 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Информационно-методическое обеспечение процесса приватизации, в том числе проведение пропагандистко- разъяснительной и образовательной работы возлагается на Госкомимущество, его региональные подразделения по имуществу, местные органы власти и управления, а также государственные средства массовой информации. 2. На указанные органы возлагаются обязанности по обеспечению населения следующей информацией: о сущности приватизации, ее основных целях и главных задачах, роли государственных приватизационных паев (чеков) и опционах, путях их использования; о фондовом рынке и ценных бумагах, Национальной депозитарной системе и фондовой бирже, инвестиционных фондах и акционерных обществах; о правах акционеров (владельцев долей), мерах по обеспечению защиты прав собственников; об изменении организационноправовых форм предприятий, способах и формах приватизации; о ходе приватизации, о приватизационных аукционах и инвестиционных конкурсах, месте и времени их проведения, о предприятиях, акции (доли) которых на них выносятся. 3. Для решения задачи по информационно-методическому обеспечению приватизации используются все средства массовой информации, включая телевидение, радио, газеты, журналы, бюллетени, брошюры, плакаты и пр. 4. Телевидение и радио совместно с Госкомимуществом через выпуски новостей систематически информируют население о ходе приватизации, а также выделяют специальное эфирное время для обсуждения проблем приватизации. 5. Планы-графики проведения чековых аукционов и инвестиционных конкурсов, информация о конкретных предприятиях, подлежащих приватизации, публикуются в центральных средствах массовой информации и специализированных изданиях за 30 дней до проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу. 6. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии: - площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условий их аренды или продажи; наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий; - нематериальные ценности (патенты, торговые марки и др.); - обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные); - баланс предприятия за последние пять лет и последний отчетный период; - укрупненная номенклатура выпускаемой продукции; среднесписочная численность работников; размер уставного капитала в количестве выпущенных акций (долей); об экологическом состоянии. 7. Госкомимущество направляет на разъяснительную и информационную работу не менее 10 процентов получаемого им дохода от приватизации. 8. Все средства массовой информации, получающие дотации за счет бюджетных средств, обязаны бесплатно публиковать сообщения в соответствии с обязанностями п.2 настоящего Приложения к Программе на сумму не менее 10 процентов от размера предоставляемых им дотаций. Приложение 10 УЧАСТИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В ПРИВАТИЗАЦИИ 1. Иностранные инвесторы могут участвовать в аукционах (включая чековые), коммерческих конкурсах, инвестиционных конкурсах с обязательным соблюдением порядка и правил, изложенных в разделе 4 Программы, и последующим уведомлением (в 15-дневный срок) Министерства финансов Азербайджанской Республики и Госкомимущества о приобретенных пакетах акций (долей уставного капитала приватизируемого предприятия). 2. При изменении организационно-правовой формы совместных предприятий, льготы, предоставленные им в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики, сохраняются. 3. Доли (пакеты акций) в уставных капиталах совместных предприятий, находящиеся в собственности государственных предприятий (в том числе зарегистрированные за рубежом), в 30- дневный срок после принятия Программы, исключаются из имущества предприятий и передаются Госкомимуществу. 4. Приватизация государственных долей (пакетов акций) в совместных предприятиях с участием иностранного капитала осуществляется Госкомимуществом путем продажи этих долей на открытых аукционах. 5. При совершении сделок с иностранными инвесторами продавцом государственного имущества выступает исключительно Госкомимущество. 6. Участие иностранных инвесторов в приватизации малых предприятий допускается только с согласия трудовых коллективов этих предприятий (доверенных лиц). Иностранный инвестор не может быть доверенным лицом в отношении приватизации (в том числе при осуществлении приватизации малых предприятий). 7. Решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов, указанных в разделе 2 Приложения 1 к Программе, принимаются Президентом Азербайджанской Республики по представлению Госкомимущества, одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных объектов и предприятий. 8. Взаимные расчеты с иностранными инвесторами (резидентами и нерезидентами) при совершении сделки осуществляются в валюте Азербайджанской Республики или приватизационными паями (чеками) с предъявлением опционов к погашению. 9. Предприятия с иностранными инвестициями, в уставном капитале которых доля местного участника была сформирована путем вложения частного (личного) капитала, могут участвовать в приватизации за счет реинвестированной прибыли, полученной на территории Азербайджанской Республики, на равных условиях с резидентами. Справка об источниках прибыли, полученной на территории Азербайджанской Республики и направляемой иностранным инвестором на приватизацию, предоставляется Госкомимуществу до начала аукциона (торгов) или конкурса. Приложение 11 ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1. Создание новых национальных интегрированных структур монопольного характера (холдинговых компаний и финансово- промышленных групп) в топливно-энергетическом комплексе допускается исключительно по решению Президента Азербайджанской Республики. 2. Ограничения на приватизацию могут быть установлены исключительно в виде закрепления контрольных пакетов (51%) или блокирующих долей (25,5%) обыкновенных (с правом голоса) акций в государственной собственности, либо в виде выпуска "Золотой акции". 3. Владение "Золотой акцией" обеспечивает государству право "вето" на решения акционерного общества, для принятия которых по законодательству требуется три четверти голосов. Кабинет министров и Госкомимущество Азербайджанской Республики могут устанавливать дополнительные условия обращения "Золотой акции", которые отражаются в уставе предприятия. "Золотая акция" будет выпускаться в исключительных случаях, только когда речь идет о естественных монополиях или вопросах государственной безопасности и охраны здоровья населения. 4. На период с момента утверждения плана приватизации и до начала льготной продажи членам трудового коллектива запрещаются изменения в штатном расписании, а также сокращение численности работников и структурных подразделений. 5. Президент по представлению Госкомимущества Азербайджанской Республики может продлить закрепление указанных акций на следующий срок (до 3 лет), а также принять решение о досрочной продаже пакетов акций, закрепленных в государственной собственности. 6. Одновременное закрепление в государственной собственности "Золотой акции" и каких-либо иных пакетов акций не допускается. 7. При преобразовании хлопкоочистительных заводов, табачных комбинатов и табачно-ферментационных фабрик, предприятий по производству вин, шампанского и коньяка в акционерные общества открытого типа может приниматься решение о выпуске "Золотой акции". По решению Госкомимущества 50 процентов акций этих предприятий могут быть направлены на закрытый аукцион, участниками которого являются предприятия-поставщики сельскохозяйственной продукции. Если указанные акции в трехмесячный срок после утверждения плана приватизации соответствующего предприятия не были реализованы, они продаются на общих условиях. 8. Приватизация объектов научно-технической сферы, издательств, полиграфических предприятий и предприятий оптовой книжной торговли осуществляется в соответствии с положениями, разрабатываемыми Госкомимуществом и утверждаемыми Президентом Азербайджанской Республики. При преобразовании указанных объектов и предприятий в акционерные общества открытого типа выпускается "Золотая акция". 9. Приватизация объектов и предприятий, относящихся к отрасли "Связь", осуществляется в соответствии с Указами Президента Азербайджанской Республики. 10. Приватизация предприятий народных художественных промыслов осуществляется с обязательным сохранением профиля предприятия. 11. Приватизация объектов и предприятий по продаже хлеба и хлебопродуктов, а также аптек осуществляется при условии обязательного сохранения их профиля в течение 3 (трех) лет. 12. При преобразовании объектов и предприятий медицинской промышленности, баз медицинской техники, а также предприятий и объектов научно-технической сферы, медико-фармацевтического комплекса в акционерные общества выпускается "Золотая акция". 13. Порядок учета экологического фактора, условий без-опасного ведения работ на химически- и радиоактивноопасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации государственных предприятий устанавливается Госкомимуществом с учетом предложений Комитета по экологии и контролю за использованием природных ресурсов. Приложение 12 РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ 1. Исходя из целей и задач приватизации, а также структуры и размеров приватизационного спроса по территориям и отраслям, Госкомимущество по согласованию с Кабинетом министров Азербайджанской Республики определяет расчетные задания по акционированию и приватизации предприятий нарастающим итогом, являющиеся неотъемлемой частью Программы. Расчетные показатели доводятся до министерств и ведомств и региональным комитетам по приватизации в течение месяца с момента принятия Программы и могут ежеквартально уточняться. 2. На основании заданий региональные подразделения по приватизации устанавливают сроки реализации планов приватизации конкретных объектов и предприятий, а также формы контроля за их исполнением. Региональные подразделения в десятидневный срок с момента получения задания согласовывают планы с соответствующими органами власти и направляют в Госкомимущество на утверждение. Приложение 13 ПОРЯДОК ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСКОМИМУЩЕСТВА С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И БЮДЖЕТОМ 1. Продавцом государственных предприятий и других объектов государственной собственности является Госкомимущество. 2. С момента принятия решения о приватизации предприятия полномочия, делегированные министерству, ведомству, объединению, органу местной исполнительной власти, утрачивают силу, за исключением права заключения хозяйственных контрактов установленной формы с приватизируемыми предприятиями. 3. Министерства и центральные органы исполнительной власти Азербайджанской Республики разрабатывают и согласовывают с Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и представляют в Госкомимущество рекомендации, связанные с особенностями приватизации предприятий отрасли, если иное не предусмотрено Приложением 11 к Программе. 4. Госкомимущество разрабатывает положения о порядке приватизации объектов и предприятий различных отраслей, предусмотренных Приложением 11 к Программе, с учетом мнения Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 5. Для осуществления полномочий собственника на собраниях акционеров акционерных обществ, пакеты акций которых закреплены в государственной собственности или принято решение о выпуске "Золотой акции", Госкомимущество может привлекать представителей соответствующих министерств и центральных органов исполнительной власти по их представлению. Представители администрации и работники акционерных обществ не могут выступать в качестве представителей государства на собраниях акционеров и в совете директоров. 6. Имущественные вклады, внесенные государственными предприятиями, объединениями государственных предприятий, а также органами государственной власти и управления, местными органами исполнительной власти, в уставный капитал (фонд) предприятий, созданных в любой организационно-правовой форме, признаются государственной собственностью. 7. Не допускается создание, реорганизация и ликвидация предприятий в любой организационно-правовой форме государственными предприятиями и объединениями государственных предприятий, а также центральными органами исполнительной власти, без согласия Госкомимущества.